Выявить вредное убеждение не всегда легко. Хотя и существует довольно много способов: по пресуппозициям в речи, регулярному поведению, сообщениям о правилах, отговоркам и так далее.
В этой статье я покажу вариант с использованием сильных эмоций (обычно негативных).
Ещё Вирджиния Сатир говорила: «Go to juice», — вот и будем идти туда, где сочно.
Эмоции, в том числе, являются реакцией на нарушение ожиданий.
По крайней мере, многие сильные отрицательные:
Обида: люди ведут себя по отношению ко мне не так, как им следует.
Разочарование: ожидал одного, а получил сильно другое и в плохую сторону.
Злость: человек нарушает мои ценности.
Отвращение: серьёзное нарушение другими людьми моих представлений о «достойном» поведении.
Вина: я нарушил ожидания других людей.
А ожидания, во многих случаях, основываются на убеждениях. Кто что должен, обязан и так далее.
Вот эти убеждения и стоит выявить и проверить, насколько они полезные/вредные.
«Ограничивающие» убеждения – те, которые сужают границы.
Определяются по наличию в них модальных операторов необходимости:
должен, обязан, вынужден, не способен и т.д.
А «вредность» (или полезность) убеждения определяется субъективно клиентом.
Например убеждение «Я должен много работать» вполне ограничивающее, но для человека оно может быть
полезным в плане мотивации – потому что все эти «я имею право, способен, могу» его никак не мотивируют
в нужной степени.
Плюс от эмоций в данном контексте в том, что обычно определённые эмоции связаны
с типовыми убеждениями. Вот небольшая шпаргалка, для облегчения поиска соответствующих
убеждений. И с помощью этой шпаргалки и мета-модели можно получить весьма хорошие результаты.
Ну а после того, как убеждении нашли, стоит определить, хочет ли его человек менять.
И если хочет изменить, то помочь ему поменять — используя фокусы языка, техники изменения убеждений, внушения и т.д.
ПРИМЕРЫ
Клиент: — Меня злит мой муж.
Оператор: — Что именно он сделал не так?
К: — Он вчера соврал мне.
Т: — Почему для тебя это так важно?
К: — Любящие люди должны быть честны друг с другом.
О: — Что ты чувствуешь?
К: — Наверно обиду.
О: — И кто тебя обидел?
К: — Не то, чтобы кто. Это скорее обида на ситуацию.
О: — Ты считаешь, что мир поступает по отношению к тебе не справедливо?
К: — Я столько работал…
О: — И?
К: — И ничего не получилось!
О: — Ты считаешь, что твои усилия должны обязательно вознаграждаться?
К: — Ну да!
К: — Эти люди вызывают у меня отвращение!
О: — Что они делают не так?
К: — Ну нельзя же себя так вести!
О: — Что именно они сделали?
К: — Нельзя менять свои идеалы на деньги!
К: — Я сомневаюсь, что у меня это получится.
О: — И что вызывает сомнение?
К: — Я думаю, что я недостаточно готов.
О: — Недостаточно готов к чему?
К: — К достижению цели.
О: — А когда ты будешь готов?
К: — Когда заслужу.
О: — Ты должен сначала заслужить успех?
К: — Да.
К: — Меня так раздражает, что моя жена долго одевается.
О: — А ты считаешь, что она должна одеваться быстро?
К: — Не то, чтобы быстро. Но будет хорошо, если она будет помнить о том, что я её жду.
О: — Это что, неуважение?
К: — Судя по всему, я это воспринимаю так.
О: — То есть уважение – это когда люди делают то, что ты от них ждёшь?
К: — Получается, что так.
Автор Александр Любимов
Источник
Н