Однажды, много лет назад, я сидел на занятии по психологии в университете Южной Калифорнии, – рассказывает Алан Фокс, автор книги «Инструменты развития».
– Cамое сильное подкрепление поведения, – вещал профессор, – это положительное подкрепление. Если вы хотите, чтобы человек повторил какое-то действие, похвалите его. Отрицательное подкрепление, то есть критика ошибок, не так эффективно. Если вы хотите, чтобы человек прекратил что-то делать, лучше всего просто игнорировать этот поступок.
Я не поверил своим ушам: как опытный преподаватель крупного университета мог допустить такую элементарную ошибку?
– По-моему, вы кое-что перепутали, сэр! – выпалил я.
Все взгляды обратились на меня.
– Вы о чем? – осведомился лектор.
– Это ведь просто. Все знают: чтобы люди, особенно дети, изменили свое поведение, лучше всего исправлять их ошибки и при необходимости наказывать их. Несколько студентов закивали в знак согласия. Приободрившись, я стал развивать мысль: – А если человека хвалить, то он будет доволен и перестанет делать то, за что его похвалили.
Преподаватель улыбнулся: – Вы в этом совершенно уверены, мистер Фокс?
– Да, уверен. Так делал мой отец. Когда я был неправ, он всегда говорил мне об этом. И я тоже всегда так делаю.
– А вы не желали ли бы провести эксперимент, чтобы проверить вашу, так сказать, гипотезу?
– Конечно!
– Хорошо, – сказал он, – очень хорошо. Я восхищаюсь вашим стремлением к правде.
– Спасибо! – я уже чувствовал, что моя правота доказана.
– На следующей неделе ловите людей на хорошем поведении.
– И?
Он только улыбнулся.
– А что еще?
– Это все. Когда вы поймете, что кто-то (или даже вы сами) совершает действие, повторение которого вы бы одобрили, просто скажите: «Прекрасно! Мне очень нравится».
– «Прекрасно! Мне очень нравится»?
– Да. Очень хорошо.
– А что дальше, сэр?
Он как будто удивился: – Дальше? Записывайте, что будет с действием, за которое вы хвалите. И посмотрите, сколько раз оно повторится.
– Оно не повторится.
– А разве не это вы собираетесь узнать? – сказал профессор
– Да, сэр.
Мне не терпелось доказать, что он ошибается. Дома в тот вечер жена приготовила мой любимый ужин – фрикадельки в кисло-сладком соусе. Она делала их где-то раз в полгода. Обычно я бы сострил, например: «Ну, наконец! Я уже их заждался», – но сегодня во мне проснулся ученый.
– Ух ты! Дорогая, это мой самый любимый ужин! Спасибо! Я так рад, что ты для меня постаралась.
Жена явно удивилась, ведь такой энтузиазм был для меня совсем не типичен, но улыбнулась, поблагодарила и поцеловала меня.
– И это мне нравится. – Иногда в поиске научной правды приходится идти на жертвы. Когда она опять меня поцеловала, мне было слишком приятно, чтобы понять: возможно, ее второй поцелуй указывает на недостаток в моей теории.
Потом я услышал, что мой сын Стив упражняется в игре на аккордеоне. Мой отец был профессиональным музыкантом и сделал меня разборчивым слушателем, даже придирчивым. Однажды я сходил на концерт знаменитого пианиста Владимира Горовица и решил, что его выступление совсем немного превышает мои минимальные стандарты. А музицирование шестилетнего Стива оставляло желать лучшего.
Но я все же зашел в гостиную, где он активно сжимал и растягивал меха громоздкого инструмента. Когда он закончил играть мелодию, в которой я с трудом узнал «С днем рождения», я сказал: – Стив, ты делаешь большие успехи!
Он просиял: – Спасибо, папа! А хочешь, я сыграю Home on the Range? Это непростая мелодия.
– Конечно, Стив!
Пока он с трудом ее выводил, я вспомнил, что чувствовал в шесть лет, упражняясь в игре на пианино. Отец не игнорировал меня, а помогал совершенствоваться, указывая на каждую ошибку. Уж не потому ли я играл как можно меньше?
– Пап, ну, что ты думаешь?
Я подумал… что нужно поймать Стива на хорошем поведении.
– Ты очень много работаешь над этой песней.
– Да. Я ее выбрал для концерта.
– Мне нравится слушать твои упражнения. Я уверен, что ты прекрасно выступишь на концерте.
– Спасибо, папа! Гораздо веселее играть, когда ты меня слушаешь.
Теперь улыбнулся я: – Хорошо, Стив! Хорошо.
Когда в тот вечер я вернулся домой, то собирался почитать газету. Но теперь я передумал и вместо этого выслушал Стива до конца. Я стал спрашивать себя, не разбирается ли Стив в психологии лучше меня. Уж не сговорился ли он с моим преподавателем?
На следующей неделе профессор поинтересовался: – Итак, мистер Фокс? Вы поделитесь с нами результатом своего эксперимента?
Я кашлянул.
– Довольно интересно, сэр. Три ужина с фрикадельками в кисло-сладком соусе и достаточно хорошее исполнение трудной мелодии моим шестилетним сыном. И уйма поцелуев от жены.
Студенты засмеялись.
– Вы меня успокоили, – сказал преподаватель. – У вас явно получилось повторить результат, который показывали другие исследователи. Я рад, что мир остается безопасным для психологии. Я уверен, что вы достигнете в ней успехов.
– Спасибо, сэр, – ответил я и, не удержавшись, добавил: – Я понял: вы применяете этот метод ко мне. И он работает!
Я увидел, что критикуя, я лишаю себя общения с близкими людьми. Между тем, когда следующие несколько месяцев я пытался ловить окружающих на хорошем поведении, то моя похвала их воодушевляла. Мне даже стало приятно ловить самого себя на хорошем поведении.
Автор — Олег Пирогов
Н